Пять сантиметров в секунду - обзор

Опубликован 7 дней назад в Аниме.

Про это аниме уже сказали многое, но я не могу не выразить свои мысли)

    Поделиться
Пять сантиметров в секунду - обзор

Сначала я хочу сказать о двух вещах, которые сильно повлияли на моё восприятие этого произведения:

Первая: сперва я прочитал ранобэ с тем же названием, которое, в этом случае, не является первоисточником. Но всё же я буду говорить о лайт-новелле, ибо фильм, по моему мнению, просто не может выразить ту гамму эмоций, что возникли у меня после знакомства с романом.

И вторая: этот роман я не прочёл вовсе, а прослушал. Очень хочу выразить благодарность людям, которые озвучили главных героев – столь прекрасной озвучки мне ещё не доводилось слышать. Каждая деталь переживаний персонажей передана их голосами очень естественно, да и сами голоса довольно приятны…

Перейду сразу к главному: это история о первой любви. О том, как главные герои проносят её не только сквозь время, но и сквозь перемены в самих себе, которые непременно сопряжены с течением времени. И главное – об умении отпускать прошлое. Дело в том, что полноценного сюжета в этой новелле нет. Вместо него основой произведения выступает исходная ситуация, мастерски обыгранная Макото Синкаем. Эта ситуация – встреча двух родственных душ. И какие же они, эти души? С сюжетной основы перейдём к персонажам:

Такаки Тоно – человек, постоянно находящийся в поисках своего места в жизни (как в материальном, так и в духовном смысле). Этот парень склонен к самоанализу и глубоким размышлениям над окружающими вещами. Он очень ярко воспринимает хорошие, и остро – плохие моменты из жизни, отмечает даже незначительные изменения в себе с возрастом. Несмотря на свою чувствительность, пытается держаться сдержанно, скрывая свои эмоции. Синкай преподносит его мировоззрение с помощю мысленного возврата в прошлое. Как по мне, то перед нами пример личности, которая постоянно рефлексирует – то есть подвергает сомнениям сложившееся в прошлом взгляды на жизнь. («Я только и делаю, что сомневаюсь» - говорит он во второй части) Хотя, скорее всего, это связано с его взрослением.

Акари Синохара – подруга детства Такаки, и человек, вокруг которого клубятся все его мысли. Как мы узнаём из романа, большой компании девушка предпочитает уединение, чем похожа на главного героя. Этим несколько отдалила себя от окружающих, но зато привлекла к себе паренька Тоно. Понимает его с полуслова, и в глубине души знает, что любит его.

Канаэ Сумида – одноклассница Такаки Тоно, которая всё время за ним наблюдает, лелея свои чувства к нему. Эти чувства такие же чистые и искренние, как   и любовь Такаки. Но главная трагедия этой девушки даже не в том, что её привязанность к Тоно безответна: Канаэ, даже зная об этом, пытается быть ближе к своему возлюбленному, насколько это возможно. Даже дружеская непринуждённая беседа с ним для неё – неиссякаемый источник душевного тепла.

Прошу прощения за такую спойлерную часть, но, исходя из неё, мы можем сделать вывод: все персонажи романа чрезвычайно просты. Это означает не только отсутствие у них каких-либо сверхъестественных способностей, но и то, что эти люди не выделяются среди других никакими особенными моральными качествами (к примеру смелостью, добротой или деликатностью). Синкай поэтизирует не самих персонажей, а чувства, которые они испытывают. Чтобы не быть голословным, я приведу простой пример: в первой части читатель ознакомляется с внутренним миром Такаки, и рассказ ведётся от его лица. В свою очередь об его возлюбленной мы узнаём только из уст главного героя, посредством его мыслей и переживаний по отношению к ней. Такаки не говорит о скромности, добросердечности или красоте Акари. Автор показывает связь, которая образовалась между ним и этой девушкой без каких-либо особых причин. Такаки чувствует к Акари тягу просто потому, что она такая, какая есть. Наверное, это и называют судьбой… Да и стоит отметить, что Акари, как персонажу, уделено меньше текста книги, чем Такаки и его тайной воздыхательнице, Канаэ. Этим Синкай, возможно, в очередной раз подчёркивает простоту Синохары.

Теперь пару слов о первой части романа. Её название – «Цветение сакуры», по моему мнению, символическое. Ведь в этом рассказе душа Такаки Тоно «цветёт» платоническими чувствами к его возлюбленной. Здесь используется прием «экзистенциальной остановки», когда герой пытается максимально прочувствовать то или иное событие из своей жизни. Примером этому служит момент, когда Такаки и Акари вместе наблюдали за снегопадом, смотря тем временем на сакуру, цветение которой подарило им много приятных воспоминаний. Повествование в первой части проникнуто лёгкой меланхолией и томлением, и эти ощущения не исчезают до конца рассказа. И конец – расставание героев – задаёт настроение всего произведения.

Говоря о второй части, главной в которой является Канаэ Сумида, я хочу сказать, что она ощутимо выбивается из «тематического стержня» романа. Первая и третья часть показывают читателю два этапа развития Такаки Тоно как личности, и в главной степени – перемены в его взглядах на жизнь. Они-то и заключают в себе раскрытие двух центральных тем «пяти сантиметров» - темы взросления, и темы одиночества. В первой части Такаки Тоно со всеми чувствами, свойственными впервые влюбившемуся ребёнку, воспринимал всё что связывало его с любимой: знакомство, проведённое вместе время, душевную близость и расставание. В третьем «эпизоде» романа Тоно, повстречав нескольких девушек, всё же осознаёт, что именно Акари была человеком, которого можно назвать его второй половинкой. Эта часть показывает, что человек может испытывать влюблённость или симпатию ко многим, но только один из «многих» способен не только ответить взаимностью, но и построить доверительные, тёплые, долгосрочные отношения, перспективы для которых были хорошо показаны в первой части. Жаль только, что Синкай не показал, как именно эти отношения будут строиться между главными героями…

А что же мы видим во второй части? Канаэ, безнадёжно влюблённая в Такаки, терзает себя мыслями о том, стоит ли ей признаваться в своих чувствах. Я ни разу не засомневался в искренности этих чувств в ходе рассказа, но линия главного персонажа – Такаки – здесь прервана. Канаэ обменивается с любимым по большому счёту несколькими фразами, и всё внимание читателя Синкай заостряет на её внутреннем мире и переживаниях. Ну а что насчёт самого Такаки? Из коротких диалогов между ним и его одноклассницей мы узнаём, что парень находится в сомнениях и поисках себя. Вот и всё. Но в чём причина таких сомнений? Изменились ли чувства героя по отношению к Акари? Как теперь Тоно смотрит на своё с ней прошлое? Изменился ли он сам? Этого мы не узнаем, по крайней мере в этой части. Я лишь хочу сказать, что главному герою здесь уделено слишком мало внимания: если бы новелла вторая часть под названием «космонавт» была оформлена, скажем, целиком в виде диалога между Такаки и Канаэ, читатель в равной степени узнал бы и о нём, и о его знакомой, и ответил бы для себя на выше заданные вопросы. Такой возможности эта часть романа не предоставляет…  Но вот раскрытие образа Сумиды хорошее: она скромная, слегка наивная и беззаботная в сравнении с другими девушка. Хотя она не выделяется никакими особыми этическими качествами, все свои светлые стороны она, казалось, сосредоточила на парне своей мечты. 

В третьей части говорится об образе жизни взрослого Такаки Тоно. Здесь царит атмосфера уныния и морального истощения, в омуте которых оказывается герой. Из-за жизни обычного японского трудяги 22-летний Тоно и вовсе забыл, что значит радоваться ей. Всецело отдаваясь работе, он потерял счёт времени, и лишь мерцающие вдалеке городские огни напоминали ему о чём-то важном и далёком от него… Цели, к которой он стремился. Романтические отношения университетских годов Такаки в новелле «пять сантиметров в секунду» выглядят сумбурно, мимолётно, и обретают абстрактное значение. Всю серость окружающей действительности Такаки в одно мгновение развевает свежевыпавший снег возле огромной сакуры, который он увидел, прогуливаясь по городу. В этот момент парень медленно, но в деталях! начинает воссоздавать цепь воспоминаний, связывающих его со своей первой любовью – Акари: неспешные прогулки по аллеям, усыпанным ковром из вишнёвых лепестков, короткая встреча на станции, первый поцелуй… Такаки понимает, что за прошедшее время не смог забыть обо всём этом. Ещё, слушая новости о запуске кометы, он отмечает, что не забыл и девушку из своего класса старшей школы – Канаэ Сумиду.  Главный герой терзает себя тем, что причинял ей боль, не приняв чувства девушки, однако у меня возник вопрос: после того, как Такаки в последний раз встретился с ней, сообщив, в какой университет поступает, и видя, что Канаэ прощается с ним с улыбкой на лице (хотя и пересилив себя) – неужели это не значит, что Сумида, хотя и с тяжелым сердцем, но всё же отпустила его, больше не терзаясь безответными чувствами? Если это так, то и Такаки должен был перестать винить себя в том, что ответил на её признание, невыносимым молчанием. Всё. Счёт закрыт. Герои разошлись мирно и спокойно. Прошлое забыто, а значит его следует отпустить. Однако главный герой пяти сантиметров также «отпустил» и свою любовь детства. Так и не решился с ней встретиться. А стоило ли её отпускать? Разве Синкай хотел показать, что расстояние и время сильнее чувств? Есть две причины такого исхода: это либо окончательное прощание с детскими чувствами и начало нового этапа в жизни, либо Синкай таким образом просто хотел избежать описания дальнейшего развития отношений Такаки и Акари, так как он этого попросту не делал в своих следующих работах. Если отталкиваться от последнего, то романтическая линия романа выглядит незавершенной, но, думаю, это личный выбор каждого – с какой стороны судить такую концовку…

Вывод: Рекомендую прочесть этот роман тем, кто отдаёт предпочтение неспешному, вдумчивому повествованию, большому вниманию к внутреннему миру героев и романтике. В этом произведении нет какой-либо динамики событий, острых поворотов сюжета или чего подобного. Здесь показано то, что может случиться с каждым из нас без лишних изысков. За хорошее раскрытие их внутреннего мира персонажей, хорошую подачу их чувств и правдивое отображение действительности «пять сантиметров» заслуживают высокой оценки. Больше всего вопросов возникает во второй части. Этот роман в большой степени ориентирован на подростковую аудиторию, хотя в нём поднимаются довольно серьёзные темы.

 

Теги: Агнст,
15 Просмотры

Страна Украина